Творческие способности – умение принимать неординарные решения и генерировать принципиально новые идеи – уникальное свойство человека, благодаря которому общество смогло последовательно пройти этапы своего развития.

На макроуровне не так давно сформировался новый сегмент экономики – креативные индустрии – сферы деятельности, где значимая часть добавленной стоимости создается благодаря результатам творческой деятельности и управлению правами на интеллектуальную собственность. К ним относят архитектуру, дизайн, моду, изобразительное и исполнительское искусство, музыку, кино и анимацию, видеоигры, телерадиовещание, рекламу
и другие.

Креативная экономика

– совокупность общественных отношений и практик хозяйственной деятельности,
в основе которой лежат взаимосвязи между творчеством, культурой, экономикой и технологиями.

Креативные индустрии

– секторы экономики, значимая часть добавленной стоимости которых формируется за счет творческой деятельности и управления правами
на интеллектуальную собственность.

Ведущие страны признали социально-экономический потенциал креативных индустрий и в течение последних 20 лет активно содействуют их развитию. Интерес к креативному сектору растет и в России: консолидируется экспертное сообщество, разрабатываются меры поддержки. Однако система статистики в этой сфере не сформировалась.

В исследовании впервые оценены масштабы и структура креативной экономики Москвы, представлены ключевые подходы к ее количественному измерению.

Подходы к измерению креативной экономики

Креативные индустрии

 

Отраслевой подход – оценка ключевых экономических
показателей на базе собирательных группировок
видов экономической деятельности

Креативные профессии

 

Оценка занятости на основе группировок профессий, 
относящихся к креативным

Креативные товары и услуги

 

Анализ внешней торговли креативными товарами и услугами 
с использованием соответствующих собирательных группировок
товаров и услуг

Креативные индустрии

Ключевые результаты

58.5 тыс.
Организации
54.5 тыс.
Индивидуальные предприниматели
3.04 трлн руб.
Выручка
463 тыс. чел.
Занятые
Креативные индустрии – значимый сектор экономики Москвы

Подробнее

Зарегистрированные организации и ИП

• В креативном секторе действует более 58 тыс. организаций и 54 тыс. ИП. В 2018 г. общий объем выручки компаний креативных индустрий Москвы превысил 3 трлн руб., а численность занятых – 463 тыс. человек.

• Добавленная стоимость креативных индустрий Москвы достигла 1.12 трлн руб., или 6.29% валового регионального продукта (ВРП). По вкладу в столичную экономику творческий сектор более чем в 1.5 раза опережает даже столь масштабную отрасль, как строительство (3.9% ВРП).

Стр. 21-27 Доклада

Москву по праву можно считать креативной столицей России

Подробнее

Доля креативных индустрий в валовом продукте города: 2018, %

• Московские организации создают порядка 54% добавленной стоимости креативных индустрий в стране. По вкладу креативного сектора в экономику российская столица сравнима с другими мегаполисами, даже несмотря на ее заметный по мировым меркам промышленный потенциал.

• В Москве формируется основная часть добавленной стоимости отдельных креативных индустрий: рекламы – 87.6%, телерадиовещания – 83.7%, сектора информационных технологий (ИТ) – 68.4%, киноиндустрии – 67.5%.

Стр. 25-27 Доклада

Креативная экономика Москвы характеризуется динамичной предпринимательской средой

Подробнее

Возрастная структура креативных индустрий

• Около 17% организаций и 41% ИП в креативном секторе столицы созданы в течение последних трех лет. Молодые компании в основном сконцентрированы в сфере дизайна (более 50%), а также в наиболее крупных индустриях – рекламе и ИТ.

• В ряде отраслей преобладают ИП. Это фотография (84.7%), арт-индустрия (84.4%), дизайн (79.1%), музыка (77.5%), кино и анимация (67.4%).

Стр. 21-24 Доклада

В креативном секторе столицы выявлены три кластера организаций, пространственно и тематически близких друг к другу

Подробнее

Креативная карта Москвы

• Наиболее крупный по масштабам информационный кластер включает компании, занимающиеся разработкой программных продуктов и видеоигр, издательской деятельностью и рекламой.

• В технологически ориентированный медиакластер входят организации исполнительского искусства и музыки, кино и анимации, телерадиовещания, арт- и фотоиндустрии.

• Дизайн-кластер, тесно связанный с промышленностью столицы, объединяет компании в области архитектуры, моды, дизайна и ювелирного дела.

Стр. 28-30 Доклада

Креативная экономика создает новые рабочие места в традиционных отраслях промышленности и сферы услуг, повышая их конкурентоспособность

Подробнее

Занятость в креативных профессиях

• В 2018 г. суммарная численность занятых в креативных профессиях в Москве составляла 1.1 млн человек, или 12.6% всех занятых в столице.

• Наблюдается высокий уровень проникновения креативных профессий в традиционные отрасли: 54.6% творческих работников заняты в промышленности и других секторах экономики города (помимо креативных индустрий).

Стр. 32-35 Доклада

Организации креативных индустрий в большей степени тяготеют друг к другу, чем к центру города, станциям метро или промышленным зонам

Подробнее

Факторы городской среды, влияющие на расположение креативных индустрий

• Среди множества объектов городской среды мегаполиса статистически значимыми для развития креативных индустрий оказались бизнес- и торговые центры. Выступая офисными площадками, они стимулируют появление организаций креативных индустрий в близлежащих районах.

• Важным фактором «притяжения» новых предприятий креативных индустрий является высокий уровень присутствия организаций данного сектора на определенной территории.

Стр. 28-30 Доклада

Москва обладает существенным потенциалом в области импортозамещения и дальнейшего наращивания экспорта креативной продукции

Подробнее

Внешнеторговый оборот креативных товаров Москвы по группам: 2018, млн долл. США

• Объем внешней торговли креативными товарами Москвы составил в 2018 г. около 3.5 млрд долл. США. В столицу ввозится свыше половины всей российской продукции, связанной с креативной деятельностью, а экспортируется – 20.3%.

• Импорт креативных товаров значительно преобладает над экспортом. На дизайнерские продукты (модные аксессуары, игрушки, предметы интерьера и др.) приходится три четверти импорта креативной продукции столицы.

Стр. 38-41 Доклада

Скачать доклад

Контакты

Гершман Михаил Анатольевич
руководитель исследования, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Куценко Евгений Сергеевич
руководитель исследования, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ